Немного теории о трансмиссионной жидкости
Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются самые разнообразные функции:
- передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя в коробку передач
- обеспечение функционирования системы управления и контроля
- в работе фрикционных дисков – смазка и охлаждение трущихся деталей.
Поэтому в АКПП используется специальное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Эта жидкость называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплуатационные характеристики и часто приводит к поломке трансмиссии. Тип используемой жидкости, как правило, указан на масленом щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля.
В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа “DEXRON”, “DEXRON-2”, “DEXRON-3”. В последнее время появился новый тип трансмиссионной жидкости – тип “Т” или тип “Т-2”. Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в различные цвета, “DEXRON” – красный, а тип “Т” – желтый. Смешивать их не рекомендуется.
Частота замены трансмиссионной жидкости
Для обеспечения правильной работы трансмиссии и для её долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере её использования. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости АКПП во многом зависит от возраста и пробега автомобиля, а также условий его эксплуатации. Для большинства территорий России наши специалисты рекомендуют менять трансмиссионную жидкость через каждые 20-25 тыс. километров пробега (либо через 1 год).
Особо это касается старых, подержанных иномарок. Это объясняется тем, что поддержанные автомобили сильно изношены и работают в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, корпусе клапанов, насосе и других полостях трансмиссии, поэтому вручную можно сменить только половину используемого объема, то есть происходит только обновление жидкости, а не ее замена.
Замена трансмиссионной жидкости
Замену трансмиссионной жидкости следует производить в специализированных автосервисах с применением аппаратуры по 100% замене трансмиссионной жидкости в автоматической коробке передач. Такую замену можно произвести у нас в автосервисе на фирменной установке по замене масла: вся процедура займет всего 30-40 минут. Аппарат промоет гидравлическую систему трансмиссии, используя специальную промывочную жидкость, и заменит трансмиссионную жидкость на новую. Также, если требуется заменить фильтр, наши техники заменят его, при этом произведут диагностику реального состояния Вашей трансмиссии. Ведь о состоянии трансмиссии многое может сказать цвет и запах ее трансмиссионной жидкости. У нормально работающей АКПП трансмиссионная жидкость имеет густо-красный или оранжево-красный цвет. Темно-коричневый или черный цвет в сочетании с горелым запахом говорит о неисправностях трансмиссии.
Проверка трансмиссионной жидкости
Для большинства автомобилей уровень трансмиссионной жидкости (ATF) в автоматической коробке передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение “P”. На щупе для измерения масла в автоматической трансмиссии, как правило, имеется несколько меток. Две верхние соответствуют нормальному уровню трансмиссионной жидкости, прогретой до рабочей температуры (60 – 90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью “Hot”. Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП.
Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены или простого определения наличия трансмиссионной жидкости в коробке передач. Следует помнить, что уровень по щупу трансмиссионной жидкости при доведении его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 – 0,7 см. Окончательно уровень всё же следует проверять после прогрева трансмиссионной жидкости.
Следует иметь ввиду, что для автомобилей Honda и Acura уровень трансмиссионной жидкости следует проверять также после достижения рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. Для некоторых моделей переднеприводных Mitsubishi, Proton и Hyundai уровень масла проверяется при установке РВД в положение “N”.
Это же верно для Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены автоматы производства Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение ‘”P'”. Чтобы не ошибиться следует иметь ввиду, что автоматические трансмиссии фирмы Aisin Warner имеют поддон прямоугольной формы, щуповая труба идет прямо от поддона сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон квадратный и сливной пробки нет.
Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение “N”.
Опасность перелива/недолива трансмиссионной жидкости
Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате этого масло не сжимает как надо диски фрикционов, появляется пробуксовка дисков относительно друг друга и они сгорают. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивает его объем, поэтому при проверке уровня он окажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель и дать отстояться маслу в течение некоторого времени. Затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла.
Масло может вспениваться и вращающимися деталями АКПП, если уровень превышает допустимое значение. В этом случае в масло начинают окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают его.
Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня, вспенивание масла приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле.