zf-logo
+7 (495) 748-72-25

Эволюция АКПП ZF: от 3HP12 до 8HP

Автоматические коробки передач (АКПП) производства ZF Friedrichshafen AG прошли длительный путь эволюции, постоянно совершенствуясь и адаптируясь к растущим требованиям автомобильной промышленности. В этой статье мы рассмотрим путь развития АКПП ZF от ранних моделей 3HP до современной 8HP, уделяя особое внимание их применению в автомобилях премиум-класса, таких как Audi, BMW, Land Rover и Jaguar.

Ранние разработки: 3HP12 и 3HP22

3HP12

Модель 3HP12, представленная в 1960-х годах, стала одной из первых успешных АКПП от ZF. Эта трехступенчатая коробка передач была революционной для своего времени и нашла применение в различных европейских автомобилях.

Ключевые особенности 3HP12:

  • Трехступенчатая конструкция с передаточными числами: 2.48 (1-я), 1.48 (2-я), 1.00 (3-я)
  • Максимальный крутящий момент: 280 Нм
  • Полностью гидравлическое управление с давлением в основной магистрали 4-6 бар
  • Два планетарных ряда простого типа
  • Два многодисковых сцепления мокрого типа и два ленточных тормоза
  • Гидротрансформатор с коэффициентом трансформации 2.1
  • Вес: 75 кг
  • Объем масла: 6.5 литров

3HP22

Следующим шагом стала модель 3HP22, которая была улучшенной версией 3HP12. Она отличалась повышенной надежностью и способностью справляться с большим крутящим моментом.

Конкретные усовершенствования 3HP22:

  • Увеличение максимального крутящего момента до 350 Нм
  • Модифицированный гидротрансформатор с увеличенным коэффициентом трансформации до 2.3
  • Усиленные фрикционные диски сцеплений (увеличена толщина с 2.0 до 2.4 мм)
  • Новый масляный насос шестеренчатого типа повышенной производительности
  • Увеличенное давление в основной магистрали до 6-8 бар
  • Улучшенная система охлаждения с увеличенным теплообменником

Переход к четырехступенчатым АКПП: 4HP22 и 4HP24

 4HP22

Модель 4HP22 ознаменовала важный переход к четырехступенчатым АКПП. Она нашла широкое применение в автомобилях BMW 5-й серии (E28) и некоторых моделях Audi в 1980-х годах.

Ключевые технические инновации:

  • Передаточные числа: 2.48 (1-я), 1.48 (2-я), 1.00 (3-я), 0.73 (4-я)
  • Максимальный крутящий момент: 400 Нм
  • Первый электронный соленоид для блокировки гидротрансформатора
  • Новая конструкция планетарной передачи с третьим планетарным рядом для овердрайва
  • Внедрение муфты свободного хода одностороннего действия
  • Первое применение электронного блока управления (TCU):
  • 8-битный процессор
  • 4 входных датчика
  • 2 управляющих соленоида

4HP24

4HP24 стала дальнейшим развитием четырехступенчатой концепции, с существенными техническими улучшениями:

  • Увеличение максимального крутящего момента до 460 Нм
  • Модернизация электронного блока управления:
  • Переход на 16-битный процессор
  • Добавление датчиков частоты вращения турбинного и выходного валов
  • Внедрение адаптивного алгоритма переключения передач

Усиление конструкции:

  • Увеличенный диаметр фрикционных дисков
  • Усиленные валы и подшипники
  • Модифицированная конструкция гидроблока

Пятиступенчатое поколение: 5HP18, 5HP24, 5HP30

5HP18

5HP18 стала первой пятиступенчатой АКПП от ZF, установив новый стандарт в индустрии. Она широко использовалась в автомобилях BMW 3-й и 5-й серий в 1990-х годах.

Ключевые технические характеристики:

  • Максимальный крутящий момент: 440 Нм
  • Передаточные числа: 3.67 (1-я), 2.00 (2-я), 1.41 (3-я), 1.00 (4-я), 0.74 (5-я)
  • Внедрение системы PWM-управления соленоидами
  • Новая конструкция гидроблока с 6 электромагнитными клапанами
  • Улучшенная система охлаждения с интегрированным термостатом и двухконтурным теплообменником
  • Первое применение адаптивной системы переключения передач с распознаванием стиля вождения

5HP24

5HP24 была разработана для более мощных автомобилей и включала следующие технические улучшения:

  • Увеличение максимального крутящего момента до 560 Нм
  • Модернизация системы управления с переходом на 32-битный процессор
  • Внедрение CAN-шины для связи с другими системами автомобиля
  • Усовершенствованная конструкция планетарных механизмов:
  • Увеличенный диаметр сателлитов
  • Применение игольчатых подшипников повышенной грузоподъемности
  • Модифицированная геометрия зубьев

5HP30

5HP30 стала вершиной пятиступенчатых АКПП от ZF, предназначенной для самых мощных люксовых автомобилей.

Технические особенности:

  • Максимальный крутящий момент: 750 Нм
  • Полностью новая конструкция гидроблока с 8 электромагнитными клапанами
  • Система активного демпфирования колебаний
  • Усиленная конструкция с корпусом из магниевого сплава
  • Композитный поддон картера
  • Усиленные фрикционные диски с новым составом накладок

Шестиступенчатое поколение: 6HP19, 6HP21, 6HP26, 6HP32

6HP19 и 6HP21

Эти модели были разработаны для автомобилей среднего класса и спортивных моделей.

Технические характеристики:

  • Передаточные числа: 4.17 (1-я), 2.34 (2-я), 1.52 (3-я), 1.14 (4-я), 0.87 (5-я), 0.69 (6-я)
  • Внедрение мехатронного модуля с интеграцией гидравлического блока и электронного управления
  • 12 соленоидов прямого действия
  • Датчики давления в муфтах
  • Новая система охлаждения с интегрированным масляным радиатором

6HP26 и 6HP32

Эти модели предназначались для более мощных и роскошных автомобилей.

Ключевые технические решения:

  • Лепестковое сцепление с уменьшенной инерцией
  • Система компенсации износа фрикционов
  • Гидротрансформатор с многодисковой блокировкой
  • Термостатическое управление потоком охлаждающей жидкости
  • Усовершенствованная система адаптивного управления

Современная эра: 8HP

Серия 8HP, представленная в 2009 году, стала настоящим прорывом с конкретными техническими инновациями:

  • Передаточные числа: 4.696 (1-я), 3.130 (2-я), 2.104 (3-я), 1.667 (4-я), 1.285 (5-я), 1.000 (6-я), 0.839 (7-я), 0.667 (8-я)
  • Инновационная конструкция планетарных механизмов:
  • Всего 4 планетарных ряда для 8 передач
  • 5 многодисковых муфт
  • Отсутствие тормозных лент

Продвинутая система управления:

  • 32-битный процессор с плавающей точкой
  • Интеграция с системой Start-Stop
  • Предиктивное управление на основе данных навигации

Возможности гибридной интеграции:

  • Встроенный электродвигатель мощностью до 120 кВт
  • Система рекуперативного торможения
  • Возможность движения на электротяге

Эволюция управления АКПП

На протяжении всей истории развития АКПП ZF, управление переключением передач прошло несколько этапов технического совершенствования:

1. Полностью механическое управление (3HP12):

  • Базовое давление 4-6 бар
  • Механические клапаны с постоянным давлением
  • Отсутствие электронных компонентов

2. Начало электронного управления (4HP22):

  • Первый электромагнитный клапан
  • 8-битный процессор
  • Базовые алгоритмы переключения

3. Многосоленоидные системы (5HP18):

  • 6 электромагнитных клапанов
  • PWM-управление давлением
  • Адаптивные алгоритмы переключения

4. Полное электронное управление (5HP19):

  • 32-битные процессоры
  • Множество датчиков
  • Сложные алгоритмы управления

5. Мехатроник (6HP):

  • Интегрированный модуль управления
  • 12 соленоидов прямого действия
  • Датчики давления в муфтах

6. Адаптивные системы (8HP):

  • Предиктивное управление
  • Интеграция с навигацией
  • Поддержка гибридных технологий

Эволюция планетарных механизмов

Конструкция планетарных рядов играет ключевую роль в определении количества передач и эффективности АКПП. ZF постоянно совершенствовала эту область:

  1. Простые планетарные механизмы: Ранние трехступенчатые АКПП использовали базовые конфигурации планетарных рядов.
  2. Усложнение конструкции: С переходом к четырех- и пятиступенчатым АКПП, конструкция планетарных механизмов усложнилась, позволяя реализовать большее количество передач.
  3. Компактные решения: В серии 6HP инженеры ZF разработали более компактные и эффективные планетарные механизмы, что позволило разместить шесть передач в корпусе, сравнимом по размерам с предыдущими пятиступенчатыми моделями.
  4. Инновационная компоновка 8HP: Для реализации восьми передач в серии 8HP была разработана уникальная конструкция планетарных рядов, позволяющая достичь широкого диапазона передаточных чисел при сохранении компактности.
  5. Оптимизация материалов: На протяжении всей эволюции АКПП ZF постоянно улучшала материалы и технологии производства компонентов планетарных механизмов, повышая их прочность и снижая вес.

Заключение

Эволюция АКПП ZF от ранних моделей 3HP до современной 8HP демонстрирует непрерывное стремление компании к инновациям и совершенствованию. Каждое новое поколение трансмиссий приносило значительные улучшения в области эффективности, комфорта и производительности.

Ключевыми аспектами этой эволюции стали:

  • Увеличение количества передач с трех до восьми
  • Совершенствование систем управления от чисто гидравлических до сложных мехатронных модулей
  • Оптимизация конструкции планетарных механизмов
  • Постоянное улучшение программного обеспечения и алгоритмов управления

Сегодня 8HP остается эталоном в индустрии, продолжая развиваться и адаптироваться к новым вызовам, включая электрификацию и автономное вождение. Будущие поколения АКПП ZF, несомненно, продолжат эту традицию инноваций, обеспечивая премиальные бренды, такие как Audi, BMW, Land Rover и Jaguar, передовыми решениями в области трансмиссий.

Другие статьи по ремонту и эксплуатации АКПП

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ремонт и продажа АКПП ZF

ЦЕНА РЕМОНТА АКПП ФИКСИРОВАННАЯ!

ЭКСПРЕСС-РЕМОНТ
ЗА 4 ЧАСА!

ZFMaster: Ремонт АКПП ZF

Онлайн запись на сервис

Извините. Вы должны войти в систему для просмотра этой формы.

Или запись по телефону